|
Как только звуков больше одного, они начинают взаимодействовать друг с другом. Одновременное сочетание двух звуков называется гармоническим интервалом. Интервал может звучать созвучно или беспокойно, что называют консонансом и диссонансом. Евклид дал такое определение: "Консонанс есть смешение двух тонов, высокого и низкого. Диссонанс, напротив, есть неспособность двух тонов смешаться, отчего они на слух производят грубое впечатление." С физической точки диссонанс вызван биением между разностью фаз частот звуков. Например, частота 440 Гц отстает на 20 колебаний от частоты 460 Гц. При одновременном звучании фазы колебаний будут противоположны и приглушат друг друга 20 раз в секунду. Это ослабления звука называется биением. Человек обычно воспринимает как диссонанс звук, имеющий от 20 до 60 биений в секунду. Консонанс, наоборот, не имеет ярко выраженных биений, поэтому звуки дополняют друг друга, и воспринимаются гармоничной структурой. В одной октаве насчитывается 12 интервалов, если учитывать унисон (два звука одной высоты). Три интервала, - малая терция, большая терция и чистая кварта в правильном сочетании образуют консонансный аккорд. Мажорное или минорное звучание аккорда определяется порядком этих интервалов.
Почему в схеме цветов не семь, как обычно насчитывают в радуге? Почему цвету не может соответствовать нота? Почему нужно назначать интервалам числовые значения полутонов? Почему интервал в 3 полутона сравнен с синим цветом, а, например, не c желтым? Какое соответвие в музыке тому множеству цветов, которое мы видим в реальности?
creativelab.org.ua
|