• Соответствие
звука и цвета

Графическое отображение музыки



/ / Дополнительные статьи

Теория соответствия музыки и изображения

Соответствие звука и цвета

Цвета и созвучия

Цвет происходит из различения элементов белого света. Существует три основных цвета – голубой, желтый и красный, которые нельзя получить смешением красок. Следующие три цвета (зеленый, оранжевый и фиолетовый) являются составными из основных.

 

Чистый аккорд содержит в себе 6 интервалов. Для ясности необходимо назначить интервалам числовое значение, обозначающее количество полутонов в интервале.
Например, в до-мажорном аккорде звучат ноты: до, ми, соль, до (октавой выше). Все возможные интервалы в этом аккорде будут: до/ми (большая терция) – 4 полутона, ми/соль (малая терция) – 3 полутона, соль/до следующей октавы (чистая кварта) – 5 полутонов, до/соль (чистая квинта) – 7 полутонов, ми/до (малая секста) – 8 полутонов, соль/ми (большая секста) – 9 полутонов.

При этом три интервала (3, 4, 5) являются основными, а три (7, 8, 9) – составными, потому, что их можно получить сложением из 3, 4 и 5.

 

На схеме: сравнение цветов и значений интервалов (открыть сравнения)

 

Таким образом, вы можете видеть соответствие двух сверх-гармоничных структур – белого света и консонансного аккорда, которые состоят из одинакового количества элементов. Свойства элементов света совпадают со свойствами элементов консонансного аккорда, а именно: три основных элемента; сложение из них составных (оптическое для цветов, математическое для полутонов октавы); противоположность (например, красный контрастирует с зеленым, чистая кварта является обращением от чистой квинты).

 

Дополнительные схемы

Сравнение цвета и звуковых интервалов на клавишах пианино

Сравнение цвета и звуковых интервалов на гитарном грифе

Примеры в разных тональностях на нотной линейке

Сравнение оптического сложения красок и сложения значений интервалов

 

Вспомогательные пояснения

Почему в схеме цветов не семь, как обычно насчитывают в радуге?

Почему цвету не может соответствовать нота?

Что такое консонансный аккорд и консонансные интервалы?

Почему нужно назначать интервалам числовые значения полутонов?

Почему интервал в 3 полутона сравнен с синим цветом, а, например, не c желтым?

Какое соответвие в музыке тому множеству цветов, которое мы видим в реальности?