Теория соответствия музыки и изображения
Цвета и созвучия
Цвет происходит из различения элементов белого
света. Существует три основных цвета
– голубой, желтый и красный, которые нельзя получить смешением
красок. Следующие три цвета (зеленый, оранжевый и фиолетовый) являются
составными из основных.
Чистый аккорд содержит
в себе 6 интервалов. Для ясности необходимо назначить интервалам
числовое значение, обозначающее количество полутонов в интервале.
Например, в до-мажорном аккорде звучат ноты: до, ми, соль, до (октавой
выше). Все возможные интервалы в этом аккорде будут: до/ми (большая
терция) – 4 полутона, ми/соль (малая
терция) – 3 полутона, соль/до следующей
октавы (чистая кварта) – 5 полутонов,
до/соль (чистая квинта) – 7 полутонов,
ми/до (малая секста) – 8 полутонов, соль/ми
(большая секста) – 9 полутонов.
При этом три интервала (3, 4,
5) являются основными, а три (7, 8, 9) – составными, потому,
что их можно получить сложением из 3, 4 и 5.
На схеме: сравнение цветов и значений интервалов (открыть
сравнения)
Таким образом, вы можете видеть соответствие
двух сверх-гармоничных структур – белого света и консонансного аккорда,
которые состоят из одинакового количества элементов. Свойства элементов
света совпадают со свойствами элементов консонансного аккорда, а
именно: три основных элемента; сложение из них составных (оптическое
для цветов, математическое для полутонов октавы); противоположность
(например, красный контрастирует с зеленым, чистая кварта является
обращением от чистой квинты).
Дополнительные схемы
Сравнение цвета
и звуковых интервалов на клавишах пианино
Сравнение цвета
и звуковых интервалов на гитарном грифе
Примеры в разных тональностях на нотной линейке
Сравнение оптического сложения красок и сложения значений
интервалов
Вспомогательные пояснения
Почему
в схеме цветов не семь, как обычно насчитывают в радуге?
Почему
цвету не может соответствовать нота?
Что такое
консонансный аккорд и консонансные интервалы?
Почему
нужно назначать интервалам числовые значения полутонов?
Почему интервал в 3 полутона сравнен с синим цветом,
а, например, не c желтым?
Какое соответвие в музыке тому множеству цветов, которое
мы видим в реальности?
|