Теория соответствия музыки и изображения
Точка отсчета
Музыка развивается во времени, а изображение в пространстве.
Но есть общее для них – это начало и конец. И если для музыки это
очевидно, то для изображений следует пояснить: тут начало – это
точка, куда первым падает взгляд, а конец – то место, после которого
рассматривание прекратилось. Таким образом, взгляд
человека описывает путь на пространстве, где размещено изображение.
Если определить некоторую общую точку для большинства людей, с которой
начинается разглядывание, то мы можем соотнести ее с началом музыки.
Соответствие форматов
Сознание человека стремится к упорядоченности, поэтому
он часто измеряет парами и противоположностями: восток-запад, юг-север.
Понятия "вперед, назад, вправо, влево" также происходят
из сущности человека, и описывают простейший способ для ориентации
в пространстве. Именно поэтому изображения чаще всего помещают в
прямоугольник, несомненно имеющий
четыре стороны.
Углы прямоугольника позволяют взгляду быстрее найти
центр и разделить прямоугольник на пропорционально равные части.
Возвращаясь к сознательной упорядоченности можно упомянуть
поэзию с рифмованием строки в пару или чередованием. В музыке же
такую функцию несет стандартный четырехтактный ритм и развитие
мелодии в четыре такта. Даже если мелодия не заканчивается
в пределах четырех тактов, то все равно это количество часто кратно
четырем (например, восемь или двенадцать тактов).
Размещение музыки на плоскости
Диагональ соответствует началу музыкального такта,
так как помогает взгляду ориентироватся при рассматривании. Поэтому
первая нота будет отображена на диагонали. Диагональные, вертикальные
и горизонтальные пересечения через центр прямоугольника соответствуют
сильным долям такта и координате "время".
Второй координатой является расстояние от центра до края прямоугольника
и отображает высоту звука ноты.
Прямоугольник должен быть равнобедренным (квадрат),
так как такты по времени равны друг другу. Расстояние от центра
до края сооветствует октаве, более низкие ноты располагаются ближе
к центру, высокие к краю квадрата.
На плоскость ноты переносятся каждая на свою дорожку.
Всего для октавы присутствует 12 дорожек, по
числу полутонов в октаве.
В данном фрагменте схемы движение начинается с правой
верхней диагонали и движется против часовой стрелки. Этот пример
показывает звуки очень низкой октавы, – нота "до" звучала
бы почти не слышно. Поэтому в рабочей схеме в центре еще добавляется
пустой квадрат, обозначающий очень низкую октаву, которая "не
звучит".
подробней о построении
схемы для отображения звука...
перейти к результатам
переводов звуков на плоскость...
Дополнительные пояснения
Способы фиксации зрительного пути на картине с помощью
линзы (дрейфограммы)
Общие закономерности при начале просматривания изображений
Равномерно-темперированный строй и деление октавы
на 12 полутонов
|