Почему в схеме цветов не семь, как обычно насчитывают в радуге?

 

До появления исследования "Оптика" Исаака Ньютона еще не была известна природа белого цвета/света. Великий английский физик доказал, что белый свет содержит в себе все остальные цвета и описал эксперименты с призмой, которая позволяет видеть спектр. Но в спектре (как и в радуге) нет четкого разделения цветов, и поэтому Ньютон постарался привести количество цветов к 7-ми, по аналогии с семью нотами диатонической гаммы.

 

иллюстрация

 

Вот, что он пишет об этом (“Лекции”, 1669):

“...Я считаю такое разделение лучшим, не потому, что оно лучше всего соответствует явлениям, но потому, что, может быть, в нем содержится нечто от гармонии цветов (о которой знают художники, но о которой сам я не имею достаточно определенного суждения), подобной, может быть созвучию тонов. Поэтому правдоподобным кажется сходство между крайним пурпуром (т.е. фиолетовым) и краснотой, – концами цветов – и между концами октавы (которая может считаться унисоном)...”

При этом Ньютон считает это просто предположением и, говоря о точных измерениях

преломлений, относящихся к границам цветов в спектре, добавляет:

“...Впрочем, эти определения не строго геометрические и точны только приближенно, трудиться над этим больше значило бы, помимо скучных расчетов, потворствовать пустому любопытству...”

 

Если рассмотреть перечисление цветов радуги (спектра), то видно, что синий цвет (индиго) был добавлен для нужного количества. Ведь голубой и синий, по сути, один и тот же цвет – иначе для полного соответствия в перечисление цветов радуги придется добавить розовый, светло-оранжевый, малиновый (то есть все, что сможет различить человеческий глаз). Так же при делении спектра на 7 цветов не ясно их взаимодействие и свойства, что особенно важно было бы художникам.

 

В 1810 году немецкий художник Филипп Отто Рунге (1777-1810) опубликовал свою теорию цветов, в которой основными обозначил 3 краски – желтую, синюю и красную. При смешении, эти краски дополнительно образуют оранжевый, зеленый и фиолетовый.

Такая трехмерная цветовая модель положена в основу современного цветоведения для художников. Цвета расположены в виде круга, а также учтена противоположность цветов и сочетания цветов.

 

иллюстрация

 

 

Почему цвету не может соответствовать нота?

Что такое консонансный аккорд и консонансные интервалы?

Почему нужно назначать интервалам числовые значения полутонов?

Почему интервал в 3 полутона сравнен с синим цветом, а, например, не c желтым?

Какое соответвие в музыке тому множеству цветов, которое мы видим в реальности?

 

creativelab.org.ua